Содержание:

Традиции в иудаизме перед смертью

Искреннее раскаяние перед смертью очень важно в культуре иудаизма. Если человек тяжело болен и предчувствует наступление смерти, он должен произнести видуй – предсмертную исповедь – перечислить свои грехи и покаяться в них. Одна из важнейших обязательных традиций состоит в том, что умирающий перед смертью должен попросить у всех прощения и простить их за все. Вокруг умирающего еврея собирается вся семья.

Если умирающий не в силах прочесть видуй, то он может сделать это про себя, не вслух. В случае, если и это затруднительно, то кто-то другой читает ему вслух, а умирающий отвечает: «Если я, не дай Б-г, умру, пусть моя смерть искупит все мои грехи».  Покаяние перед смертью дает человеку возможность отойти в мир иной без грехов.

Напоминая тяжелобольному человеку о раскаянии, нужно соблюдать такт и осторожность, чтобы не напугать его. Тем, кто находится подле умирающего, нельзя покидать его до самой смерти. Все то время, пока человек еще жив, можно и нужно использовать все необходимые и доступные средства для спасения его жизни.

В иудаизме особое значением имеет священность и неприкосновенность жизни. У евреев запрещена эвтаназия и любые действия, помогающие людям уйти в мир иной.

До похорон

Сразу после смерти, находящийся возле умершего человек произносит текст Шма Исраэль (без благословений). Тело покойного не покидают, тот, кто остается рядом зажигает свечи и читает Теилим. В помещении, где находится умерший, нельзя принимать пищу. После смерти родственники умершего обязаны выполнять определенные законы и обряды, как до похорон, так и после них.

Образ жизни евреев основан на определенных представлениях о Б-ге и о месте человека в обществе и во Вселенной. Погребальные ритуалы сопровождаются вербальными молитвами на иврите, погребальной процессией в сочетании с молчанием или соответствующими речами. Весь похоронный обряд для мужчины выполняют исключительно мужчины, а для женщин – женщины.

Организацией еврейских похорон занимается специализированная ритуальная служба – Хевра Кадиша.

Хевра Кадиша – «Святое братство» — похоронное сообщество, которое традиционно отвечает за подготовку человека к уходу из жизни и выполнение соответствующих ритуалов сразу после смерти, а также проведении похорон.

Ритуальная служба Хевра Кадиша
Хевра Кадиша

Соблюдение траура требуют семь степеней родства: отец, мать, сын, дочь, брат (даже сводный), муж (по смерти жены), жена (по смерти мужа). По младенцу, умершему в течение 29 дней с момента рождения, не требуется держать траур.

Заботу о погребении берут на себя родственники умершего, в том числе они обязаны уберечь тело от анатомического вскрытия. В иудаизме тело считается священным вместилищем души и к нему относятся с надлежащим уважением.

Без особой причины похороны не откладывают. Есть определенные ограничения для тех, кто соблюдает траур. До похорон нельзя мыться, стричься, пользоваться косметикой, участвовать в торжественных и увеселительных мероприятиях. Соблюдающий траур не говорит «шалом» в знак приветствия, не пьет алкоголь, не употребляет в пищу мясо, не занимается торговлей и ремеслом, не делает никакой тяжелой работы. Он освобождается от всех молитв и благословений и от соблюдения некоторых заповедей: не обязан читать Шма Исраэль, Шмонэ Эсрэ, не отвечает амэн. Некоторые запреты нарушать нельзя. Перед едой он обязан омыть руки, утром после сна также омывает руки по три раза каждую.

В субботу не хоронят. Родственники обязаны соблюдать мицвот. В субботу можно употреблять алкоголь и есть мясо, но супружеские отношения запрещены.

Еврейский похоронный обряд

Обязанность провести достойные похороны ложиться на родственников умершего. Порядок похорон разъясняется работниками Хевра Кадиша.

Участвующие в похоронах произносят 91-ю главу Теилим: «Живущий под покровом Всевышнего» и другие главы Теилим, которые произносятся в таких случаях. Присутствующие молятся, чтобы Б-г сжалился над умершим и избавил его от наказания. Во время похорон принято подавать милостыню. Тот, кто приближается к телу ближе, чем на 4 амы, должен прикрыть свой цицит.

Цицит — сплетенные вместе особым образом нити, которые прикрепляют по углам четырехугольной одежды. Каждый еврей, начиная с возраста Бар-мицвы, т.е. с 13 лет, обязан носить кисти цицит с любой одеждой, в которой есть четыре угла.

Любой человек, повстречавший похоронную процессию, сопровождающую еврея в последний путь, должен присоединиться к ней и пройти с ее участниками хотя бы 4 амы.

Работники Хевра Кадиша разъясняют родственникам умершего, как правильно надрывать одежды. Перед тем, как надорвать одежды, стоя произносят благословение – Барух Ата А-Шем Элокейну Даян а-Эмет. Одежду рвут руками, от горловины по направлению вниз, но не в бок.

Если умерли родители, то дети надрывают все одежды, кроме верхнего пальто и нательного белья. в этом случае надрыв делается с левой стороны до уровня сердца. Остальные родственники (отец, мать, брат, сестра, муж, жена) надрывают только тэфах – 9,6 см и только одну из носимых одежд. С правой стороны. В случае, если умерли отец или мать, дети должны надорвать и те одежды, которые они будут носить во время семи дней траура, за исключением субботы. После надрыва одежды, женщины немедленно скрепляют разорванные края булавками или неровным швом.

Вовремя похорон умершего оплакивают, говорят о его добрых делах и заслугах перед Б-гом и людьми. После того, как могилу покрывают землей, читают молитву Цидук а-дин. Родственники умершего произносят специальный Кадиш. Затем мужчины расходятся в стороны и становятся в два ряда. Между ними проходят родственники умершего, обязательно сняв обувь. Стоящие по сторонам выражают соболезнования. После окончания похорон, до того, как войти в дом, евреи омывают каждую руку три раза.

Трапеза после похорон

О родственниках умершего, пребывающих в трауре, должны позаботиться соседи и друзья. Они должны принести им из своего дома пищу для первой трапезы после похорон. На первую трапезу принято приносить хлеб или круглые булки, крутые очищенные яйца. Круглая форма яиц символична и напоминает о том, что скорбь вращается в мире и переходит от одного человека к другому.

Траур у евреев

Шив-а – семь дней скорби

Шив-а начинается сразу после похорон умершего.

Основные законы, который исполняет человек, находящийся в трауре:

  • Не покидает свой дом в течение всех семи дней траура, кроме субботы.
  • В его доме собирают миньян для молитвы. Миньян в иудаизме – община из не менее чем десяти взрослых евреев, старше тридцати лет и одного дня.
  • Нельзя носить обувь из кожи, даже если из нее сделаны отдельные части.
  • Пребывающим в трауре нельзя сидеть на стуле, возвышающемся более чем на три тэфаха (ладонь, древнееврейская мера длины, равная от 8 до 9,6 см) над полом.
  • Он не отвечает «шалом» на приветствие и, тем более, не приветствует первым.
  • Скорбящий не занимается изучением Торы. Он может изучать только темы, связанные с трауром: книгу «Иов», главы из Ирмиягу, в которых упоминается об обличении в грехах, третий раздел гмары «Моэд Катан», законы траура.
  • В доме скорбящего, во время шив-а нельзя стирать или гладить, даже постороннему человеку. Во время траура скорбящий не носит новую или свежевыстиранную одежду, не меняет простыни или полотенца. Если же одежда испачкалась, то ее можно просто поменять.
  • Нельзя мыть тело полностью, даже в прохладной воде. Можно ополоснуть лицо, руки, ноги. В горячей воде мыться и вовсе запрещено. Исключение составляют только процедуры по медицинским показаниям.
  • Во время траура запрещено пользоваться косметикой, маслами, лосьонами и т.д., только по медицинским показаниям. Нельзя бриться, стричься, делать маникюр или педикюр.
  • Супружеские отношения во время шив-а запрещены.
  • Нельзя заниматься торговлей, ремеслом или другой работой. Однако можно привести в порядок дом и приготовить пищу.

Для возвышения души умершего в его доме заживают свечу. Ее оставляют гореть на все семь дней траура, включая субботу. Свечу лучше зажечь в комнате, где умер человек. Если это не возможно, то в комнате, где он жил. В доме умершего все зеркала и картины закрывают тканью.

Седьмой день траура включает в себя утреннюю молитву, после которой скорбящего утешают и он завершает семидневный траур.

Молитвы в течение семидневного траура (шив-а) у иудеев

В доме того, кто пребывает в трауре собирают миньян; приносят свиток Торы, чтобы читать по нему, как минимум три раза. Пребывающий в трауре произносит Кадиш. Сыновья молятся в качестве шлихэй цибур. В конце молитвы читается 49-я глава Теилим, а  в дни, когда не произносят Таханун и на исходе субботы, вместо этого произносят главу 16.

На протяжении семи дней траура ради возвышения души умершего после молитв изучают главы из Мишны. По традиции изучают отрывки 4-7 седьмой части трактата «Микваот», а так же выбирают отрывки, которые начинаются с букв имени умершего. После этого читают молитву Анна, которая приводится в конце книги мишнает.

Утешение скорбящих

Утешение скорбящего является мицвой милосердия. Когда входят в дом скорбящего нельзя говорить «шалом», не обнимаются. Нужно сидеть молча до тех пор, пока сам скорбящий не начнет говорить. В разговоре нужно поддержать скорбящего и успокоить его.

Покидая дом, также не говорят «шалом». Вместо этого говорят: «а-маком йенахем отха бэ-тох ш-ар эвлей Цийон в-Ирушалаим», что означает: «Всевышний утешит тебя вместе с остальными скорбящими Сиона и Иерусалима».

Если не удалось утешить скорбящего во время шив-а, то эту фразу говорят ему в течение 30 дней траура. По истечении 30 жней говорят просто титнахем – утешься. Если скорбящий держит траур по родителям, то эту фразу говорят ему в течение 12 месяцев.

Шлошим – тридцать дней траура в иудаизме

Шлошим продолжается после шив-а еще 23 дня. Все это время скорбящий придерживается следующих правил и традиций:

  • не стрижется;
  • не бреется;
  • не делает маникюр или педикюр;
  • не моется для удовольствия, можно мыться только в прохладной воде для удаления пота и грязи;
  • не носит новую одежду;
  • не посещает праздники, развлекательные и увеселительные места и мероприятия;
  • меняет свое место в синагоге на 30 дней, при этом не приближаясь к восточной стене. Для тех, кто скорбит по родителям — на все 12 месяцев.

Траур по родителям продолжается двенадцать месяцев, даже если год високосный, т.е. в нем тринадцать месяцев.

Памятник на могиле – мацейва

По еврейской традиции памятник на могиле устанавливают после шив-а. Эта обязанность ложится на всех членов семьи.

Евреи не возлагают венки и не кладут цветы на могилу, как это принято у других народов. Тора запрещает заимствовать чужие обычаи.

По еврейской традиции на памятнике не должно быть скульптурных изображений людей и животных.

После установки памятника произносят надгробные речи, вспоминают о заслугах умершего перед Б-гом и людьми.

Годовщина смерти называется «день памяти» – йорцайт.

Памятник на еврейском кладбище

Поделиться ссылкой: